Вне школы

Путешествие к Санта-Клаусу в Заполярье: личный опыт и практические советы

Бытует мнение, что для того, чтобы прочувствовать волшебную атмосферу Рождества и Нового года, особенное подходит Заполярье – родина Санта-Клауса или, как его называют сами финны, Joulupukki. Побывать в этом месте – мечта каждого ребёнка, да что там говорить, многие взрослые при возможности с удовольствием отправились бы туда. Поэтому, когда наша семья решила поехать в Лапландию на Новый год, в предвкушении были не только дети, но и взрослые.

Побывав там и зная то, что теперь знаю, я бы не поехала туда на само Рождество и Новый год, да и многое организовала бы совсем по-другому. Несмотря на это, поездка была увлекательной, интересной и порой даже волшебной.

Сразу стоит оговориться, что готовиться к поездке мы начали в последний момент, поэтому, планируя маршрут, приходилось подстраиваться под обстоятельства. Например, в самом городе Рованиеми оставалось очень мало мест для проживания, а то, что было на 3 ночи на семью из 4-х человек стоило около двух тысяч евро. Поэтому мы выбрали более доступное предложение в городе Оулу, который расположен в 200 км от главных достопримечательностей.

Это было непростое решение, поскольку каждый день в дороге приходилось проводить около пяти часов (туда и обратно), а учитывая, что в это время там Полярная ночь, в основном приходилось ехать по темноте, где водителей любят удивлять олени, которых в Финляндии насчитывается более 200 тысяч. К тому же дороги там хоть и чистят, но они покрыты сплошным льдом, поскольку их не посыпают реагентами, поэтому для водителей это испытание. В то же время поездка на машине позволит существенно сэкономить. Именно этот фактор и стал решающим, когда мы решали, как будем добираться.

Путь до места назначения

Своё путешествие из Риги мы начали на машине до Таллинна. Выезжали вечером, чтобы уже в 22:30 успеть на паром (учитывайте, что тем, кто едет на машине, надо прибывать в порт на час раньше). В порту паромы «Tallink» отходят от «D» терминала. В Хельсинки мы ездили не первый раз, поэтому сразу всё нашли и сориентировались. Шли мы на пароме M/S Star, а дорога от Таллина до Хельсинки на пароме занимает около двух часов.  Билеты брали ночёвкой, поскольку запланировали выезжать сразу с утра и одним махом доехать до города Оулу, а это 607 км или примерно 7-8 часов езды.

Билеты с ночёвкой обычно дороже (цены можете посмотреть тут), но это избавило нас от поиска гостиницы в самом Хельсинки и вероятности в час ночи ещё куда-то ехать.

Что касается данного парома, то мы не гуляли по нему, поскольку в каюте были около 23:00, а выезжать на машине нужно было строго в 6 утра. Но одно сказать точно могу – не ждите, что вы там выспитесь. По прибытию были страшные шумы, да и потом, когда в порту всё стихло, по коридорам парома гуляли, галдели и шумели. Причём, забегая вперед, скажу, что на обратной дороге было ещё хуже, поэтому мы для себя отметили, что больше ночевать на пароме по маршруту «Таллин-Хельсинки» не будем.

Дорога от Хельсинки до Оулу, которая идёт прямой линией по трассе Е-75, ничем не примечательна, да и большую часть мы ехали в темноте. Сначала удивило, что город и пригороды практически не украшены к праздникам, да и снега не было практически. Но, приближаясь к точке прибытия, снега становилось всё больше и больше. Кстати, по дороге расположен город Пюхяярви, где находится музей колоколов «Васкикелло». Мы там не останавливались, поскольку было много снега и дети спали. Вход туда бесплатный.

Ночлег и варианты развлечений в Оулу

По прибытию Оулу мы заселились в гостинице “Lapland hotels”. Гостиница очень хорошая, в центре города с красивыми номерами, отличными завтраками и включённой в стоимость небольшой СПА-зоны, которая состоит из бассейна и раздельных банях в раздевалках. Кстати, именно в этой гостинице останавливались все участники автобусной экскурсии из Латвии. Во время нашего проживания было целых два автобуса.

В этот день мы погуляли по городу Оулу – северной столице Финляндии. Мы в этом городе ограничились только пешей прогулкой, но если у вас больше времени, то тут есть и экстрим-парк OzMAX, который расположен на третьем этаже фитнес-клуба, где на территории 800 квадратных метров можно отрабатывать различные трюки, катаясь на роликах, скейтборде, велосипеде или самокате.

Многие также советовали добраться до острова Хайлуото, который расположен в Ботническом заливе по ледяной дороге. Данная дорога возникает каждый год благодаря холодам и её протяжённость составляет 10 км. По дороге можно проехать на автомобиле, развивая высокую скорость.

В городе Оулу есть даже научно-развлекательный центр Tietomaa. А в окрестностях города можно покататься на лыжах, совершить вояж на санях, запряженных собаками хаски, или сафари на снегоходах и даже гонки на оленьих упряжках.

В городе есть даже небольшой аквапарк «Эдем» при гостинице «Сокос Эдем» , но наши соседи, которые ездили туда на автобусе, не советовали его, мол, он дорогой и маленький, учитывая, что в нашей гостинице была доступна своя СПА-зона.

Деревня Санта-Клауса

Мы же приехали сюда не за этим, поэтому прямо 31 декабря отправились в город Рованиеми, где расположена деревня Санта-Клауса и парк «Санта-Клауса».

С самого начала мы поехали именно в деревню Санта-Клауса, поскольку везде в интернете писали о том, что это и есть самая настоящая деревня Санта Клауса, где расположена та самая знаменитая почта и граница Полярного круга, в свою очередь «Санта Парк» –  это больше парк развлечений. Мы на это повелись и это оказалось нашей ошибкой.

Без карты и, до конца не понимая, что ожидать от деревни, мы сразу пошли в первое большое здание рядом с парковкой «Christmas House». Тут расположен магазин сувениров и небольшой музей Рождества. Вход бесплатный.

Музей больше похож на выставку, которая рассказывает об истории и традициях, как празднуют Рождество, например, в России, Испании, Японии.

В конце образовалась очередь, перед входом стоял знак «Meet Santa for free», мы подумали, что это и есть тот самый главный пункт, где обитает сам Санта. Ещё обрадовались, что очередь маленькая, поскольку нас пугали, что в очереди надо стоять около 2-3 часов.

Встреча прошла как-то странно. Санта поздоровался и сразу сказал куда кому сесть, мы растерялись, потому что думали, что дети пообщаются с ним, а тут всё быстро, машинально. Сфотографировались и нам сразу же указали на стенд, где фотографии в печатном варианте продавались за 40 евро. В этот момент, пока не зашли другие посетители, Санта взял телефон, и я очень рада, что мои дети этого не заметили.

С этого момента я почувствовала какой-то внутренний протест, но до конца не поняла, откуда во мне растет возмущение.

Мы отправились дальше гулять по территории. Место само по себе очень красивое, вокруг снег, огоньки, сама атмосфера, ещё и санки везде лежали, которые можно брать, чтобы кататься – ну просто сказка.  Кстати, забегу вперёд, в самой деревне детям больше всего понравился именно СНЕЕЕГ!

Уже дойдя до «Santa Claus Office», мы увидели огромнейшую очередь, которая начиналась ещё на улице. Людей было сотни, они стояли часами. Это и была та самая главная очередь к Санте. Когда нам об этом сказали, мои дети сразу же спросили: «Второй Санта? А тот, что был, не настоящий?». В этот момент я даже не помню, что ответила, но дети переключились, а у меня промелькнула мысль – как же легко убить веру в Деда Мороза вот таким способом.

Объясню, чтобы вы понимали: «деревня Санты» – это 40 отдельных фирм и объектов, большая часть которых состоит из гостиниц и кафе. Они не работают сообща, каждый пытается заработать и такие моменты, как вера, волшебство и сказка тут никого не волнуют. Первый Санта оказался финский, именно Joulupukki. Хотя я всегда считала, что Санта он и в Африке один. Я не знала, как объяснить детям, что в Заполярье живёт сразу два Санты, один тот самый, а второй Joulupukki. Ну странно это.

Наши дети отказались стоять в этой огромной очереди, поскольку санки и снег их интересовали больше, учитывая, что у нас в стране снегом и не пахнет. Мы решили, что ближе к вечеру возможно людей станет меньше и тогда можно пробовать ещё раз туда зайти и отправились дальше.

А дальше нас ждала знаменитая отметка, где пересекается Полярный круг. Конечно, сам Полярный круг мы пересекли ещё на дороге, практически перед въездом в «Санта деревню» в виде треугольной арки на дороге, но тут это сделано очень мило. Люди снимают видео, фотографируются, есть даже церемонии пересечения Полярного круга, можно приобрести даже сертификаты на различных языках.

Следующая галочка в нашем списке была – найти оленей. Тут практически всё оградили заборами и, когда мы мельком заметили оленей, пошли именно туда. В итоге мы оказались в «скотном дворе и контактном зоопарке Эльфа».  Вход здесь платный – 15 евро со взрослого и 10 евро с ребёнка.

Тут нас ждали 4 оленя, к которым, к слову, можно было зайти, но только с сотрудником и гладиться даётся только один олень. Напротив оленей обитают 4 барана, а пройдя чуть-чуть вперёд, вы найдёте пару зайчиков и парочку курей. И всё.

Но тут есть горка, на которой мы застряли на час, и возможность покататься на беговых лыжах, а также места для пикников у костра. Так что сюда можно приносить свои продукты и готовить на костре.

Например, когда мы были, небольшая группа туристов из Японии готовила хот-доги, жаря сосиски на костре. С собой были и термосы, и соусы. Выглядело очень круто. Мы о такой возможности даже не знали. Поэтому пошли покушать в кафе. Что касается цен – дорого.

Уже изрядно стемнело, а очередь к Санте не становилась меньше, и мы отправились на ту самую настоящую почту. Стоит сразу предупредить, что тут людей тоже очень много. Когда мы были, люди писали даже стоя, места не было от слова совсем, поэтому за детьми надо смотреть очень пристально.

В нашем случае дети помогали выбирать открытки. Тут я уже не стала стоять в очереди, чтобы сначала купить открытки и марки, а сразу взяла открытки, подписала их, написала адреса и только тогда пошла к кассе. Там на месте мне сразу всё посчитали, и мы пошли отправлять «весточки с Заполярья».  Тут стоит сразу 2 ящика, в один кидаются письма и открытки, которые будут отправляться сразу, а второй ящик для отправления на Рождество 2020 года (т.е. на следующее Рождество). Рабочее время почты можно посмотреть тут.

Далее мы хотели пойти в «Snowman Park», но цена 38 евро с человека, к тому же как на детей, так и на взрослых, нас убедила туда не идти.

Мы отправились в «Hasky Park», где была опять огромная очередь. Тогда пошли к «Santa Claus Reindeer», но и тут образовалась очередь из желающих прокатиться на оленях.

У нас не было на это времени, поскольку на часах было почти 16:00, а мы собирались ещё в «Санта парк», где касса закрывалась в 17:00, а сам парк работал до 18:00. К тому же все, с кем мы не общались в «Санта Деревне», как один говорили, что им «Санта Парк» понравился больше. Автобусная экскурсия поэтому сначала едет в «Санта Парк», а потом в «Санта деревню», т.к. погулять тут можно и просто так. Единственное, что мы очень хотели ещё посетить и не успели – это коттедж миссис Клаус.

Парк Санты

Но это было правильным решением, потому что от «Санта Парка» лично мы остались в полном восторге. Это комплекс прямо в скале, где, пройдя 50-метровый магический туннель, ты сразу попадаешь в сказку.

На кассе встречают эльфы с вздёрнутыми носиками и удивительным голоском. Билеты нам обошлись на семью 130 евро, но это того стоило (Причём билет действителен 2 дня). Тут по сути есть всё, что и в «Санта деревне» – Санта Клаус, почта, свой Полярный круг, своя ледяная пещера со снежной королевой. Тут можно сесть в волшебный поезд и отказаться в волшебной стране Санты, а также учиться в школе эльфов, участвовать в творческих мастерских и даже увидеть шоу эльфов-акробатов. И в стоимость уже всё включено.

Помимо финансового аспекта, тут сразу чувствуется, что это один механизм, царит просто волшебная атмосфера, эльфы со всеми здороваются, помогают и встречают (кстати, тут даже на русском некоторые эльфы говорят, они это объяснили тем, что они путешествуют по всему миру, поэтому им приходится знать множество языков, а так у них свой собственный язык).

Дети тут просто как завороженные ходили. Даже встреча с Сантой (хотя мы детей предупредили, что это просто помощник) прошла совсем по-другому. Нас встретили, с детками поболтали, пошутили, Санта рассказал, что наблюдал весь год за ними и потом эльф спросил: «А может сделаем общую фотографию с Сантой?». Именно Эльф фотографировал нас (а не со штатива, как в «деревне Санты»), причём и на наш телефон, и на наш фотоаппарат, а потом предложил сфотографироваться на их фотоаппарат. Уже выходя из домика, стоит «фотобудка», где ты смотришь дигитальные фотографии и при желании можешь купить, а можешь и не брать.

Уходили мы последние. Эльфы нас провожали, махали и после нас закрыли двери. Это было что-то невероятное. Поэтому, если вы не хотите убить веру детей в Деда Мороза или Санта-Клауса (мои дети различают их), переплачивать втридорога, стоять бешенные очереди, то советую в первую очередь ехать в «Санта Парк». Там действительно царит атмосфера волшебства.

Правда, стоит отметить, что «Санта Парк» работает только три месяца в году – с  9 ноября до 11 января. Следите за датами и временем работы на сайте.

Уже после «Санта Парка» можно поехать в «Санта Деревню», где пересечь Полярный Круг, сходить на почту, пока дети будут на санках кататься, вообще погулять по территории, там красиво. Возможно, сходить в коттедж миссис Клаус (я в итоге не знаю, что от этого места ждать), сходить в музей Рождества. А вот насчёт Санта Клауса подумайте. Офис Санта Клауса в деревне работает круглый год, рабочее время можете посмотреть тут.

Рованиеми

Так мы провели 31 декабря. Уже выезжая из «Санта Парка», мы повернули не на ту дорогу и проехались по пригороду Рованиеми. Как же он прекрасен, в домиках горели огоньки, очищенные тропинки к дому от снега, украшенные ёлочки на улицах, где-то виднелись горнолыжные курорты. Да, да, тут такие тоже есть – в Рука, Пюха-Луосто, Юлляс, Леви и Саарисельку.

Именно в этот момент мы подумали о том, как здорово было бы жить именно в этом городке или его пригороде в домике. Когда утром выходишь утром с чашкой кофе и вдыхаешь леденящий аромат, а под ногами хруст снега. Или вечером смотреть на небо в надежде увидеть северное сияние.

Мы же жили в большом городе, причём в самом его центре, и вся эта атмосфера была уже не та. Да в городе увидеть серверное сияние практически невозможно. Так что этот пункт имейте в виду. Стоит заранее заняться поиском жилья, а ещё лучше скооперироваться семьями, чтобы финансово это было более доступно.

Варианты для ночлега

Для проживания есть и более крутые варианты, например, деревня иглу «Magical POND», или  бревенчатые домики с частично прозрачной крышей «Aurora Cabins».

Magical POND

Aurora Cabins

Ещё шикарно выглядят комплексы «Kakslauttanen Arctic Resort»  и «Artic Fox Igloos» , где также можно снять иглу, для наблюдений за звёздным небом и северным сиянием.

Kakslauttanen Arctic Resort

Arctic FOX Igloos

Но, конечно же, надо понимать, что цена за такой домик или иглу будет начинаться от 500 евро за ночь. Хотя если поискать в интернете его на февраль-март, то можно найти и за 300 евро. Это своеобразный отдых в финском стиле, но раз в жизни такое попробовать можно. Например, снять на одну ночь иглу, а остальные провести уже в обычном домике.

Северное сияние

Что касается северного сияния, то тут оно наблюдается с сентября по май, но самый пик приходит на февраль-март, когда северное сияние можно наблюдать три ночи из четырех.

Когда я готовилась к поездке, нашла очень классное приложение «Аврора», которое показывает вероятность наблюдения, исходя из вашего места положения. Приложение берёт во внимание облачное покрытие, причём делает прогноз на всю ночь, а также плотность солнечного ветра.

Когда мы были в Лапландии, у нас был небольшой шанс увидеть северное сияние, но больше он был в Исландии, где вероятность была 90%.

Арктический зоопарк «Рануа»

Возвращаясь же к поездке, то первое января уже 2020 года мы провели в Арктическом зоопарке «Рануа». Наша семья достаточно много путешествует и повидала немало зоопарков, но этот нам показался каким-то особенным. Это трудно описать, это надо один раз увидеть своими глазами.

Во-первых, зоопарк полностью заснежен и находится как бы на холмах общей протяжённостью около 2,8 км. Во-вторых, все звери живут в огромных вольерах и на них ты смотришь не через клетку, а сверху.

Дело в том, что почти по всей территории зоопарка сооружены огромные подмостья и ты наблюдаешь за всем сверху. Тут большое количество птиц, кабанов, много волков, красивые лисы, даже росомаха была. А вот бурого медведя в зоопарке почему-то нет.

По всей территории дети катались на санках, которые тут можно взять у входа, но часто их бросают прямо по дороге. Билет мы брали семейный (2 взрослых+2 ребёнка), который обошёлся нам в 60 евро.

Олени и хаски

Совсем рядышком с зоопарком есть и «Wild Artic Hasky Park», где можно покататься как на оленях, так и на хаски. Причём это будет дешевле и дольше, чем в «Санта деревне». Именно поэтому огромное количество туристов, которые приехали на автобусах, именно туда и отправились.

Вообще, если хотите в полной мере насладиться оленями и хаски и у вас есть один день на это, то рекомендуется ехать прямо на фермы. Обычно они расположены не далее, чем в 20-30 км от Рованиеми. Главное, не забыть предварительно забронировать экскурсию, позвонив на ферму или написав туда по электронной почте (что мы не сделали и очень пожалели).

На таких экскурсиях сначала идёт теоретическая часть, где хозяева рассказывают о жизни оленях, как они живут, что едят, деторождение и другие моменты. Тут можно оленей кормить ягелем, гладить их, фотографироваться сколько угодно и, конечно же, прокатиться на оленьей упряжке, причём самим же и управлять.  В завершении, в зависимости от выбранной фермы, предлагается чаепитие или обед в меню, где будет обязательно блюда из оленины.
Я специально накидала ссылок с фермами, их большое количество. Но этот вариант годится, если у вас есть свободный день:

Если же времени нет, то олени есть в деревне Санта-Клауса — Santa Claus Reindeer, и рядом с арктическим зоопарком «Wild Artic Hasky Park», причём второй вариант и дешевле, и интереснее.

Другие развлечения

Помимо всех этих развлечений в Лапландии можно покататься на снегоходах, сходить на зимнюю рыбалку, тут есть даже аметистовый рудник, где сами туристы вручную добывают аметист простыми кирками.

Данную поездку можно совместить с прогулкой по городам Хельсинки и Таллин, но поскольку и в первом, и во втором городе мы были неоднократно, мы их просто проехали мимо. Но оба города очень красиво украшены и там есть на что посмотреть.

Обратно ехали по той же дороге. Разница только в том, что мы выбрали паром «Silja Europa», который шёл около четырех часов и на котором была шикарная игровая комната для детей (работала до 22:00).

Подведя итоги поездки в Лапландии, хочу выделить основные выводы, учитывая которые, вы можете сделать свое путешествие незабываемым:

1. Не стоит ехать туда на само Рождество или Новый год, получается втридорога (именно жильё) и везде огромные очереди.
  2. Лучшее время для поездки – это начало декабря (но школьникам данный вариант не подходит, поскольку именно в это время идут семестровые проверочные работы), тогда ещё работает «Санта Парк», но меньше вероятность увидеть северное сияние. Второе лучшее время для приезда сюда – это февраль-март (школьникам подходит), тогда это получается ещё дешевле, чем в начале декабря, большая вероятность увидеть северное сияние, но в это время не работает «Санта-Парк».
  3. Резервировать жильё заранее и желательно в городе Рованиеми или совсем рядышком с ним. Лучший вариант снимать семьями. Если же позволяют финансы, то обязательно остановиться в одной из иглу.
  4. Если вы летите на самолёте, то имейте в виду, что арендовать машину тут удовольствие не из дешёвых (есть и общественный транспорт), но зато само прибытие сюда будет мега комфортным. Если же едете на машине, то не оставайтесь на пароме ночевать, лучше найти какой-то промежуточный вариант.
  5. Резервируйте заранее экскурсии на фермы оленей.
  6. Если едите в декабре, то сначала посетите «Санта Парк», а потом уже Санта деревню.
  7. Нам советовали брать продукты, которые не портятся с собой. Но по факту цены в обычных магазинах как «Prizma» были плюс минус такие же, а что-то было даже дешевле. Что касается обедов в кафе и ресторанах, то да – это дорого и часто невкусно. Возьмите с собой термос – неважно, в зоопарке вы или в той же самой деревне, от горячего какао дети просто в восторг.
  8. Одевайтесь потеплее, тут действительно холоднее.
  9. Не рекомендую автобусную экскурсию, это очень сложно, а потратиться всё равно придётся. К тому же вы не сможете прочувствовать всю атмосферу этого места, как и мы, потому что жили в городе за 200 км от Заполярья и тратили около 5 часов на дорогу каждый день. С автобусом будет также.
  10. Средняя скорость тут практически везде 80 км/ч, это связано с огромным кол-вом оленей и дорогой, которая покрыта льдом. К тому же если вы не хотите ещё парочку дорогущих семейным фотографий, правда уже в автомобиле, то не превышайте скорость, т.к тут очень много фоторадаров.